Шевеление ушами и третье веко — миллионы лет назад наши предки находили им применение. Несмотря на то, что некоторые человеческие органы перестали функционировать, люди по-прежнему рождаются и живут с «эволюционными остатками».
Источник: GETTY IMAGES
Некоторые отличительные признаки организмов сохраняются на протяжении многих поколений даже после того, как соответствующий орган перестал выполнять отведенную ему функцию. Эти эволюционные остатки, или рудиментарные особенности, есть и у людей.
«Ваше тело — это, по сути, музей естествознания!» — написала в «Твиттере» эволюционный антрополог Дорса Амир.
Так почему же эти свойства или органы не пропадают, несмотря на то, что они, судя по всему, утратили свою функцию? Потому что эволюция — это постепенный процесс.
Источник: GETTY IMAGES
Иногда на них не оказывает достаточного давления естественный отбор, поэтому они переходят из поколения в поколение. В некоторых случаях рудиментарные органы развивают новые функции. Этот процесс называется экзаптацией.
Откуда мы вообще знаем, для чего эти органы или части тела изначально предназначались?
Мы можем только предполагать, какова основная функция этих органов. Мы можем выяснить, например, важны ли они для выживания, или посмотреть, есть ли они у ближайших к нам приматов и млекопитающих, и если да, то как они функционируют.Дорса Амир
Вот шесть этих рудиментов.
1. Palmaris longus — мускул на запястье
С помощью этих мышц люди передвигались по деревьям
| Источник: GETTY IMAGES
Проведем небольшой эксперимент: положите руку ладонью вверх на плоскую поверхность и соедините большой палец с мизинцем.
Видите бугорок, который появился у вас на запястье? Это Palmaris longus — длинная ладонная мышца.
Не волнуйтесь, если не увидите ее. Примерно у 18% людей ее вовсе нет, и это абсолютно ни на что не влияет. Прекрасный пример эволюционного рудимента.
Эта мышца присутствует у живущих в лесу или на деревьях приматов, таких как орангутанги, но есть не у всех приматов, обитающих на других территориях.
«Это свидетельствует о том, что эта мышца нужна, чтобы лазить по деревьям», — говорит Дорса. В наши дни практическое применение этой мышце нашли хирурги.