Советская архитектура снова в моде. Молодежь от нее без ума

Старые стены.

СССР просуществовал с 1922 по 1991 годы, оставив на память о себе, помимо прочего, культурное наследие, масштабы которого не будет оспаривать ни сторонник, ни противник самой системы. Но есть специфический жанр, который вряд ли расценивался серьезно самими современниками, по крайней мере, на закате Союза, — монументалистика.

Редкого советского гражданина из 80-х заставила бы замереть от восторга мозаика или панно, изображающие пламенных строителей коммунизма. Сейчас, к концу второго десятилетия XXI века, советский декор вызывает ностальгию даже у тех, кто никогда не жил в то время.

Эва Рухина, журналист и куратор выставок, ведет блог «бетон и кусочки», который можно назвать настоящим подарком поклонникам жанра. В своем Instagram Рухина собирает снимки советских зданий из разных городов России, представляя их как концептуальные паттерны, на которые можно смотреть бесконечно, — по крайней мере, так говорят ее подписчики всех возрастов. «Лента.ру» предлагает путешествие по составленной Рухиной карте несуществующего уже СССР.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

50 лет ВЛКСМ. Монумент был открыт 29 октября 1968 года в честь юбилея комсомола. Высота дюралевого обелиска — 16 метров, стелла покрыта плиткой и смальтой. Авторы: архитекторы П. Т. Перминов, Е. И. Киреев и художник Александр Котельников. Калуга, ул. Ленина, 38, сквер им. 50-летия ВЛКСМ.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 24 Июн 2017 в 5:28 PDT

Монумент «50 лет ВЛКСМ» в Калуге открыт в 1968 году. Высота обелиска — 16 метров. Авторы монумента — архитекторы Павел Перминов, Евгений Киреев и художник Александр Котельников. Увидеть произведение воочию можно по адресу: Калуга, ул. Ленина, 38, сквер им. 50-летия ВЛКСМ.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Легкоатлетки. 1958. Орталык. Почти Дейнека. #советскоеискусство #скульптуры #серебрянаякраска #ссср #спортсменки #ussr #sovietart #sculpture #running #sport

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 21 Ноя 2014 в 2:55 PST

Скульптуры легкоатлеток стоят на Центральном стадионе Алма-Аты (Казахстан). Они появились там в 1958 году, как и два не попавших в кадр футболиста.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Ваня и курица. Дом культуры "Детскосельский" молочно-животноводческого совхоза, пос. Детскосельский, Центральная улица, 13, Пушкинский р-н, Санкт-Петербург. 1970-е годы.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 14 Сен 2017 в 10:48 PDT

ДК «Детскосельский» молочно-животноводческого совхоза — Пушкинский район, поселок Детскосельский, Центральная улица, 13. Мозаика «Ваня и курица» относится к 1970-м.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Космос — чёрный. В марте 1965 года Космонавт Алексей Леонов во время 2-дневного полета совершил первый в мире выход в открытый космос. Гидрометеорологический научно-исследовательский центр СССР, 1965. Москва, Большой Предтеченский пер., 11-13.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 4 Окт 2017 в 12:40 PDT

«Космос — черный», Москва, Предтеченский переулок, 11−13. Эта мозаика посвящена первому выходу человека в открытый космос, совершенному в 1965 году Алексеем Леоновым.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Гимн труду. Автор Геннадий Трошкин. Комсомольская ТЭЦ-2. 1973. Строители станции. CHP station. Builders. Komsomolsk-na-Amure. Artist Gennady Troshkin. 1973.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 22 Янв 2017 в 11:15 PST

Комсомольск-на-Амуре, ТЭЦ-2, мозаика «Гимн труду», 1973 год.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Чудесный улов нерки и кеты. Южно-Сахалинск. Мозаика в честь 100-летия со дня рождения Ленина. 1970. The miraculous catch of red salmon. Sakhalin. Mosaics're in honor of the 100th birth anniversary of Lenin.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 2 Янв 2017 в 11:55 PST

Мозаика к столетию Ленина (1970 год) под названием «Чудесный улов нерки и кеты» в Южно-Сахалинске.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Потребительская кооперация СССР в 1958г. награждена Орденом Ленина. Сграффито. Хабаровск. USSR Consumer Cooperation Union had a middle status between forbidden private shops and Soviet state trade. The Union has been awarded by the Order of Lenin in 1958. Khabarovsk.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 17 Фев 2017 в 4:29 PST

«Потребительская кооперация СССР», 1958 год, Хабаровск.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

«Госстрах на страже ваших интересов». Художник Генрих Асафов. 1990. Реклама на жилом кирпичном доме. Вологда, ул. Ленинградская, 75А. Спасибо за информацию CAU Research. State insurance is on guard of your interests. Artist Henry Asafov. 1990. Ad mosaics on residential brick house. Vologda.  Acknowledgment to CAU Research.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 19 Июн 2017 в 10:21 PDT

Эта реклама на стене кирпичного дома в Вологде (улица Ленинградская, 75 а) размещена уже на самом излете эпохи — в 1990-м. Генрих Асафов, «Госстрах на страже ваших интересов».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

«Космос» и «Математика», два барельефа с мозаикой, 1971. Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Материалов Электронной Техники (бывший ВНИИМЭТ), ул. Гагарина, 1, Калуга. Художники Владимир Васильцов и Элеонора Жаренова при участии Короткина. Бетонные рельефы и мозаики выполнены на месте, прямо на стене. Васильцов и Жаренова учились в мастерской монументальной живописи у Дейнеки, также создали мозаики «Ленту Мебиуса» на Нахимовском, на станции метро «Нагатинской» и на фасаде ДК Протон в Протвино.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 27 Май 2017 в 10:51 PDT

Барельеф «Космос», 1971 год. Всесоюзный научно-исследовательский институт материалов электронной техники — Калуга, улица Гагарина, 1. Художники Владимир Васильцов и Элеонора Жаренова, ученики Александра Дейнеки.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Дружина Юных Пожарных. (ДЮП). Здание клуба юных пожарных в Измайлово. По идее пионеры не должны были тушить пожары, а только показывать путь для спасения.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 3 Авг 2015 в 4:10 PDT

«Дружина Юных Пожарных» на здании клуба юных пожарных в Измайлово. «По идее, пионеры не должны были тушить пожары, а только показывать путь для спасения», — отмечает автор фото.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Палеонтологический музей. Скульптор Александр Белашов. 1981. Кто-то выбирается на сушу. #керамика #панно #монументализм #советскоеискусство #ссср #палеонтология #совмод #модернизм #музей

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 17 Янв 2015 в 3:03 PST

Барельеф в столичном палеонтологическом музее, Александр Белашов, 1981 год.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Транспорт. 1971. Художник Бронислав Шабаев. Панно на автовокзале Вологды в смешанной технике: роспись, чеканка, мозаика. Вологда, пл. Бабушкина. Шабаев — известный книжный иллюстратор и автор нескольких мозаик, дополненных чеканкой. Спасибо CAU Research за информацию.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 17 Июн 2017 в 4:39 PDT

Панно «Транспорт», смешанная техника (роспись, чеканка, мозаика), автовокзал города Вологды. Художник Бронислав Шабаев, 1971 год.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Мозаика. Барнаул. Геологи в лесу.1960-е. #мозаика #Барнаул #ссср #лыжнаяшапочка #ромбики #шестидесятые #USSR #mosaics #60sdesign #geologist #barnaul #soviet #romantic

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 9 Ноя 2014 в 11:40 PST

«Геологи в лесу» — типичные 60-е. Мозаика, Барнаул.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Сграффито «Мы строим коммунизм», после 1967г. Москва, Большая Полянка, 60/2, бывший доходный дом Крокоса. В 1920-е годы в этом доме жил скульптор Иван Шадр. Копия фрагмента гигантского панно «Энергия — народу» на Волжской ГЭС, созданного в 1961-м коллективом художников: Николай Бароха, Юрий Боско, Михаил Пышта, Александр Петров, Дмитрий Панкратов. Монументалист Николай Бароха создавал работы для Волжского, Волгограда, Элисты. Эскиз трех фигур он нарисовал еще в 1958-м для конкурсного панно «Запуск первого искусственно года спутника Земли».

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 20 Июл 2017 в 10:21 PDT

Сграффито «Мы строим коммунизм» появилось на доходном доме Крокоса (Большая Полянка, 60/2) в 1967 году. Сейчас дом отселен и ожидает реконструкции. Изображение копирует гигантское панно «Энергия — народу» на Волжской ГЭС, созданное коллективом авторов: Николай Бароха, Юрий Боско, Михаил Пышта, Александр Петров и Дмитрий Панкратов.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

1905 год. Рабочая Марсельеза. «Отречёмся от старого мира, Отряхнём его прах с наших ног! Нам не нужны златые кумиры, Ненавистен нам царский чертог». Художник Владимир Фаворский. Мозаика сделана в 1957-м для выставки «Москва социалистическая».

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 29 Окт 2017 в 3:29 PDT

Владимир Фаворский, «Марсельеза», 1957 год.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Жизнь солнца. Ночь. 1968. Первая панельная девятиэтажка серии ЛГ-606-4, мозаика из цветной керамики создана на Невском ДСК-6. Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, 13к2

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 17 Сен 2018 в 11:42 PDT

Первая панельная девятиэтажка серии ЛГ-606−4, Санкт-Петербург, улица Вавиловых, 13, корпус 2. Мозаика из цветной керамики сделана на Невском домостроительном комбинате ДСК-6.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Лицей в Протвино. 1963. Сграффито и мозаика. Художник Клавдия Александровна Тутеволь. Ученица Александра Дейнеки. Lyceum, Protvino, Moscow Region. 1963. Sgraffito. Artist Klavdyia Tutevol.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 25 Мар 2015 в 6:50 PDT

Лицей в Протвино, сграффито и мозаика, 1963 год. Художник Клавдия Тутеволь, ученица Дейнеки.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Вышневолоцкий городской Дом пионеров. 1975. Кружок авиамоделистов.

Публикация от бетон и кусочки (@rukhina) 21 Ноя 2015 в 4:58 PST

Вышневолоцкий городской Дом пионеров (сейчас — Дом детского творчества), 1975 год, «Кружок авиамоделистов». Специально ли юные авиамоделисты сделаны такими грустными, или так кажется сейчас, когда старые советские мозаики и барельефы потихоньку ветшают и уходят в прошлое? Скорее, второе — если всмотреться, от многих кадров в блоге Эвы Рухиной веет грустью, как будто произведения монументалистики предвидят свою будущую судьбу. Впрочем, в последнее десятилетие интерес к этому жанру снова вернулся — и это обещает старым стенам шанс на вторую жизнь.

news.mail.ru